Юбилейная выставка
100 лет притяжения
Выставка посвящена столетию со дня основания Мемориального музея А.Н. Скрябина и рассказывает
о вековой истории музея, в миниатюре повторившей удивительную и сложную историю страны и ее культуры
ХХ - начала ХХI века.

English version
14/27 апреля 1912 года

Скрябин подписал договор аренды квартиры, в которой проживал со своей супругой, Татьяной Федоровной Шлёцер-Скрябиной, детьми -
Ариадной, Мариной, Юлианом, - и тёщей Марией Александровной Шлёцер.




Александр Николаевич Скрябин
(1872 - 1915)


Композитор арендовал квартиру у яркой и неординарной личности - профессора, ученого-латиниста Апполона Апполоновича Грушкá (1870 - 1929) (на фото). Именно он в 1915 году, после кончины А.Н. Скрябина, сохранил квартиру для осиротевшей семьи композитора. Он стал членом первого Общества друзей музея, постоянным участником всех его памятных дат, неоднократно выступал в защиту и поддержку музея.

Апполон Апполонович Грушка
Профессор филологии Московского университета. Хозяин дома, где снимал квартиру А.Н. Скрябин в 1912-1915 гг.
«Дом в эти годы стал значить для Скрябина гораздо больше, чем во время оно. Теперь он стал, можно даже сказать, домоседом. По-прежнему любил общество, но предпочитал, чтобы друзья собирались у него, – что и бывало почти каждый день. Любил хорошее убранство, старинные вещи. Любил, чтобы хорошо одевались, чтобы всё кругом было красиво, нарядно».

Ю. Энгель
музыковед, переводчик, фольклорист, композитор.
1912 - 1915 годы

Созданы 3 последние фортепианные сонаты, поэма «К пламени» ор. 72,
«Темное пламя» ор. 73, Прелюдии ор. 74.

14/27 апреля 1915 года

В день окончания аренды по трагическому стечению обстоятельств Скрябин скончался от заражения крови.
Афиша. Вечер Юргиса Каземировича Балтрушайтиса и Александра Николаевича Скрябина в помощь жертвам войны.

11 апреля 1915 г. Правка даты была вызвана болезнью А.Н. Скрябина.

Вечер не состоялся из-за кончины композитора.

Афиша. Вечер Юргиса Каземировича Балтрушайтиса и Александра Николаевича Скрябина в помощь жертвам войны.
11 апреля 1915 г. Москва. Правка даты была вызвана болезнью А.Н. Скрябина.
1915/1922 гг.

В квартире проживает вдова композитора Т.Ф. Шлёцер с детьми и матерью.
Декабрь 1915 года / Январь 1916 года

В Петрограде и Москве созданы Скрябинские общества, собирающие средства на оплату аренды квартиры, организацию концертов и издание сочинений композитора.
На фото - уставы Скрябинских обществ Москвы и Петрограда, газетная публикация к годовщине смерти Скрябина.
1918

- период, когда музей композитора создавался, отвоевывая мемориальное пространство: зыбкое, опасное, голодное время двух войн
и двух революций.
20 августа 1918 года

В августе 1918 года в газете «Известия ВЦИК» опубликован документ, подписанный В.И. Лениным, «О постановке монументов революционерам и общественным деятелям, писателям, поэтам, философам, учёным, художникам, композиторам». В этом списке есть и фамилия Скрябина.

10 октября 1918 года


После публикации декрета Совнаркома в газете «Известия ВЦИК» квартира была национализирована и превращена
в музей.

Т.Ф. Шлёцер-Скрябина (на фото) назначена заведующей,
Любовь Александровна Скрябина (тётя и воспитательница композитора) - хранителем.

Февраль 1919 года
Пожар в комнате М.А. Шлёцер.


Май 1922 года
Сформировано Общество друзей Музея.

Весь период, предшествовавший официальному открытию музея для посетителей, его заведующей числилась
Т.Ф. Шлёцер. Но она не дожила до этого события.

Тяжелые условия жизни семьи
в период гражданской войны, трагическая гибель при загадочных обстоятельствах сына Юлиана, утонувшего
в Днепре, пожар, случившейся в одной из комнат музея
- все это подкосило Татьяну Федоровну.

Она скончалась практически на рабочем месте
10 марта 1922 года после тяжелой, мучительной болезни,
но незадолго до кончины успела по запросу
Музейного отдела Наркомпроса составить подробную опись
всех предметов в главных комнатах квартиры
- кабинете, столовой и спальне.
Апрель 1922 года

Директором Музея назначен Сергей Иванович Каштанов (на фото).
Он возглавлял музей до 1938 года.
Трудно сказать, как сложилась бы судьба музея, если бы не бескорыстное участие в ней этого человека, истинного подвижника, в прошлом работника текстильной промышленности, подселенного
«по уплотнению» в одну из комнат первого этажа дома №11.

С.И. Каштанов
Начало 1920-х гг.
17 июля 1922 года

Торжественное открытие музея для посетителей. В течение десятилетия пополнением и систематизацией музейных фондов занималась
Л.А. Скрябина (на фото).

«Комнаты музея были переполнены, собралось 120 человек, в числе которых представители Наркомпроса, Главнауки, Отдела по делам Музеев, Музыкального отдела и много выдающихся лиц музыкального мира» (С. Каштанов)

На тот момент штат Музея состоял всего лишь из трёх человек – заведующего Музеем, научного сотрудника и техника.


Л.А. Скрябина
1925 г.
1924 год

В Музее открыта фотоэкспозиция в помещении гостиной.

1928 год

Открыта фотоэкспозиция в отремонтированной после пожара комнате М.А. Шлёцер.


Групповой портрет участников собрания по случаю 10-летия со дня смерти А.Н. Скрябина в рабочем кабинете композитора.
Среди них: Л.А. Скрябина, М.А. Скрябина, Е.А. Софроницкая (урождённая Скрябина), А.А. Грушка, Л.Л. Сабанеев, А.Э. Мозер, А.Б. Голденвейзер, С.И. Каштанов. 1925 г.
1938–1941 годы

Директорами Музея были И.П. Ильин и Н.Т. Жегин.

С 1941 года Мария Александровна Скрябина (дочь композитора) стала научным сотрудником.

1 сентября 1941 года

Директором была назначена
Татьяна Григорьевна Шаборкина
(на фото), возглавлявшая Музей более 40 лет. Период руководства музеем Т.Г. Шаборкиной называли «золотым веком» его биографии, а сам музей - «музыкальным сердцем Москвы».







Т.Г. Шаборкина
Апрель 1986 г.
Годы Великой Отечественной войны

В годы войны музей находился на полуконсервации. Почти все экспонаты были вывезены, шел долгий нескончаемый ремонт, и только в кабинете
на своем месте оставались дубовый шкаф, рояль, а на стене - портрет матери композитора, Л.П. Скрябиной, работы ее брата, художника Н.П. Щетинина.

В Музее проходили концерты и творческие вечера В.В. Софроницкого,
Г.Г. Нейгауза, М.В. Юдиной, Б.Л. Пастернака, велась активная фондовая работа.
«Москва подвергалась вражеским налётам, в ночь с 23 на 24 июля 1941 года от бомбёжки сильно пострадал Театр имени Вахтангова, а в музее взрывом выбило стёкла. Как-то Татьяна Григорьевна Шаборкина стояла у выбитого взрывом бомбы музейного окна. И вдруг услышала: "Сберегите нам Скрябина!". Человек, не останавливаясь, помахал рукой. Она успела ему крикнуть: "Не беспокойтесь, товарищ! Обязательно сбережём!"». (Н. Селиверстова)

1944 год
После эвакуации экспонаты возвращены в музей.


Здание музея в 1940-е гг.
Конец 1940-х годов

Первые цветомузыкальные опыты М.А. Скрябиной в Музее.

С 1962 года

Музей композитора стал филиалом Музея истории и реконструкции Москвы.




М.А. Скрябина у свето-цветового аппарата, сконструированного и функционировавшего в музее.
Конец 1940-х гг.
1959 год

В стенах Музея появилась первая действующая модель АНСа.

1960 год


На должность старшего инженера приглашён Эдуард Николаевич Артемьев.

12 января 1962 года

Приказ Министерства культуры и Государственного комитета Совета Министров СССР о создании студии электронной музыки.





Е.А. Мурзин
советский инженер, изобретатель АНСа.
1966 год

Официальное открытие студии на первом этаже Музея. В ней работали
Е. Мурзин, Э. Артемьев, А. Волконский, С. Крейчи, А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина, А. Немтин, В. Мартынов.

Конец 1970-х годов

Работа Студии прекращена.

1984 год

Директором Музея назначена
Тамара Викторовна Рыбакова.

Человек инициативный,
Т.В. Рыбакова наметила в деятельности музея новые направления. Появились интересные публикации, а также стартовал выпуск «Ученых записок» - сборников статей, охватывающих проблемы искусства Скрябина, его эпохи, переплетаясь с современными актуальными аспектами бытования отечественной и зарубежной культуры.


Т.В. Рыбакова
1990 год

На основании решения Исполкома Моссовета Мемориальный музей
А.Н. Скрябина приобретает статус самостоятельного музея.
1992 год

Проведение первого конкурсного прослушивания «Стипендия имени А.Н. Скрябина». За годы существования этого музейного проекта звания лауреата были удостоены свыше 60 юных пианистов.

Первый лауреат Стипендии Юрий Богданов (на фото) ныне – заслуженный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных, а лауреат 2004 г. Даниил Трифонов – победитель XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, обладатель премии «Грэмми».


Традиция исполнения произведений А.Н. Скрябина на мемориальном рояле в памятные дни.
2010 год

Директором Музея назначен Александр Иванович Лазарев. Активизировались фондовая,
научно-исследовательская, издательская деятельность, работа по созданию международных Скрябинских обществ. Музей стал реализовывать проекты не только в рамках собственной площадки,
но и за её пределами, став активным участником формирования нового культурного пространства Москвы.


А.И. Лазарев
2014 год

Завершение реставрационных работ и торжественное открытие строения № 2, получившего название «Дом Скрябина». В нём проходят мультимедийные выставки, концерты классической музыки, мастер-классы, творческие встречи, цветомузыкальные перформансы, развивая идеи Скрябина о синтезе искусств.
2017 год

Решением учредителя Музею передан в качестве филиала
«Музей русской гармоники А. Мирека».

Филиал ведёт активную работу по сохранению и изучению искусства игры на гармонике, истории язычковых инструментов России XIX–XX веков, а также популяризации народной культуры и традиций.

10 октября 2018 года

100 лет со дня основания Мемориального музея А.Н. Скрябина.
«Иду сказать людям, что они сильны и могучи...»
(А. Скрябин)

«Великие имена»

Блестяще окончив Московскую консерваторию (по классу фортепиано у
В.И. Сафонова), Скрябин до конца жизни с огромным успехом выступал в России и за рубежом.

В Мемориальном музее композитора установилась традиция проведения концертов и творческих встреч. Здесь выступали выдающиеся музыканты:
С.В. Рахманинов, А.Б. Гольденвейзер, В.С. Горовиц, М.В. Юдина,
Г.Г. и С.Г. Нейгаузы, С.Т. Рихтер, Э.Г. Гилельс, Ван Клиберн.
Особенно часто играл В.В. Софроницкий.

Музей и сегодня продолжает эту добрую традицию,
проводя фестивали и концерты с участием ярчайших звёзд
современного исполнительского искусства.

Эволюция изменения мемориальных комнат музея в течение XX века.
Музей Скрябина ведет активную издательскую деятельность, выпускает книги о наследии великого композитора и его окружения.

По мотивам регулярных научных конференций, проходящих в стенах музея, вот уже почти 20 лет выходят сборники научных статей
под названием «Ученые записки».

На фото - обложки выпускаемых музеем книг.
При поддержке Департамента культуры города Москвы


Партнеры выставки


Российский государственный архив литературы и искусства

Российская национальная библиотека

Российский национальный музей музыки

Российская академия музыки имени Гнесиных (Мемориальный музей-квартира Е.Ф. Гнесиной)

Дом-музей Марины Цветаевой

Фирма «Мелодия»



Руководитель проекта

А.И. Лазарев

Научные кураторы

В.В. Рубцова, В.В. Попков

Кураторы

В.И. Шмаков, Д.В. Хоров

Координатор

Э.Л. Зеленина

Фонды

В.М. Кольникова, Ю.В. Харькова, О.Е. Санжарова, О.А. Дубровина

Цифровая версия
А.А. Жеребнов
Выставка «100 лет притяжения»
10 октября 2018 - 30 января 2019
+7 (499) 241-19-01
info@scriabinmuseum.ru
Большой Николопесковский пер., д.11
Москва
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website